Экономическая и социальная география Мира
Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах.
Для изучения курса географии 10 класса рекомендуется пользоваться учебником по экономической и социальной географии мира для 10 класса, автор
В. П. Максаковский. Для выполнения практических работ понадобится атлас с политическими и экономическими картами мира.
Курс включает 4 зачетных раздела:
Зачетный раздел |
кол-во часов |
практических работ |
зачетов |
№1
Экономико – географическая характеристика мира |
10 |
1 |
1 |
№ 2
Научно-техническая революция. География отраслей мирового хозяйства. |
7 |
0 |
1 |
№ 3
Общая характеристика стран Зарубежной Европы и Азии, Австралии и Океании. |
9 |
1 |
1 |
№ 4
Общая характеристика стран Африки, Северной и Латинской Америки. Глобальные проблемы развития. |
10 |
1 |
1 |
итого |
36 |
3 |
4 |
Для сдачи первого зачетного раздела вам необходимо изучить следующие темы:
- Понятие об экономической и социальной географии мира
- Многообразие стран современного мира
- Влияние международных отношений на политическую карту мира
- Государственный строй стран мира
- Взаимодействие общества и природы
- Мировые природные ресурсы
- Загрязнение и охрана окружающей среды
- Ресурсоведение и геоэкология
- География населения мира
По этим темам выполните в тетради краткие конспекты, которые должны содержать основные географические понятия, их определения, а так же показатели (например: сколько стран на современной политической карте мира, какие страны лидируют по численности населения, какие по занимаемой площади и т.д.)
- При изучении темы «Мировые природные ресурсы» в тетради необходимо выполнить практическую работу №1 «Виды минеральных ресурсов и места их сосредоточения в странах мира». Цель этой работы: Научиться по картам атласа определять страны, обладающие наибольшими запасами того или иного сырья, а так же определять основные бассейны полезных ископаемых и места их нахождения.
Ход работы: 1. В тетради начертите таблицу
Вид минерального ресурса |
Название бассейна (если таковой имеется) |
Место сосредоточения (название стран) |
Горючие:
1.
2.
3.
4.
Металлические:
1.
2.
3.
4.
5.
Неметаллические:
1.
2.
3.
4.
5.
Драгоценные:
1.
2.
3.
4. |
|
|
2. Заполнит таблицу, пользуясь картами атласа
3. Сделайте вывод о сосредоточении основных видов ресурсов на карте мира и о ресурсообеспеченности стран мира
Зачет №1 «Экономико-географическая характеристика мира» сдается устно учителю географии или выполняется письменно в тетради по следующим вопросам:
1. Дайте определение терминам: «суверенное государство», «унитарное государство», «республика», «федеративное государство»
2. Какие страны называют ресурсообеспеченными, перечислите основные виды ресурсов, приведите примеры.
3. Дайте объяснение понятиям «демографическая весна» и «демографическая зима», приведите примеры стран с «демографической весной» и «демографической зимой». Что такое «демографическая политика?
4. Что такое «урбанизация», приведите пример стран с высоким уровнем урбанизации.
5. Какие факторы загрязнения окружающей среды вам известны? какие из них являются наиболее опасными для Мурманской области?
Для сдачи второго зачетного раздела вам необходимо изучить следующие темы:
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
- Общая характеристика НТР и мирового хозяйства.
- Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
- Факторы размещения мирового хозяйства.
География отраслей мирового хозяйства
- География промышленности
- География сельского хозяйства и рыболовства
- География транспорта
- Всемирные экономические отношения
К темам, выделенным курсивом необходимо сделать в тетради краткие конспекты.
Зачет №2 «Научно-техническая революция. География отраслей мирового хозяйства» сдается устно учителю географии или выполняется письменно в тетради по следующим вопросам:
- Какие черты характерны для НТР?
- Что входит в состав машиностроительной отрасли? Назовите самые крупные машиностроительные региона мира.
- Чем отличается эволюционный путь развития экономики от революционного
- Чем характеризуется постиндустриальная структура хозяйства, можно ли отнести Россию к государствам с постиндустриальной структурой хозяйства, ответ обоснуйте.
- Какие страны принято называть «странами с открытой экономикой»? Чем определяется степень открытости таких стран?
|