ЛИТЕРАТУРА
11 класс (трехгодичный курс обучения)

Учебники:                            1. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Ю.В. Лебедева, часть 2.  М., Просвещение, 2005
                                               2. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 класса
                                    общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.П. Журавлева, часть 1.  М., Просвещение, 2005.

Хрестоматии:                      1. Русская литература ХIХ века (вторая половина). Учебная хрестоматия  для  10  класса  в  двух частях.   Часть 2.  Составитель
В.П. Журавлев. М., Просвещение, 2001.
2. Русская литература ХХ века. 11 класс. Хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1. Составители: А.В. Баранников, Т.А. Колганова, Л.М. Рыбченкова. М., Просвещение, 2002       

Зачетные работы

№ зачета

Тема зачетного раздела

Зачетные работы

1

Творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Сочинение.
Зачет

2

Творчество Л.Н.Толстого. Роман «Война и мир».

Сочинение. Зачет

3

Творчество А.П.Чехова. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад».

Сочинение. Зачет

4

Творчество А.И Куприна. «Олеся». «Гранатовый браслет».
Творчество И.А.Бунина. «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». «Темные аллеи».
Творчество М.Горького. Рассказы. Пьеса «На дне».

Сочинение по творчеству одного из авторов.
Зачет

5

Творчество А.Блока. Лирика. Поэма «Двенадцать».
Творчество С.Есенина. Лирика. Поэма «Анна Снегина».

Сочинение по творчеству одного из поэтов. Зачет.

 

Зачетный раздел № 1
ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО   (1821 – 1881)
После изучения темы учащимся необходимо
знать
1. Как участвовал Достоевский  в общественно-политических поисках его времени, какое отражение они нашли в его творчестве.
2. Место романа «Преступление и наказание» в творческом наследии писателя, особенности жанра и замысла произведения, конфликт, сюжет.
3. Особенности творческой манеры Ф.М.Достоевского: психологизм, полифонизм, полемическая направленность произведений.
уметь
1. Анализировать отдельные части произведения, сцены и образы, соотнося их с общим идейным замыслом произведения.
2. Оперировать в ходе анализа текста понятиями: «герой», «портрет», «интерьер», «художественная деталь», «внутренний монолог».
3. Делать выводы идейно-философского и нравственного характера.

Темы сочинений по творчеству Ф.М.Достоевского

1. Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
2. Раскольников и Соня Мармеладова – два полюса нравственности в романе «Преступление и наказание».
3. Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».
4. Родион Раскольников и его «двойники» в романе «Преступление и наказание».
5. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
6. Анализ гл. 4 части 4 романа «Преступление и наказание».

Задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Сочинение должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок до 20 декабря текущего учебного года.

Вопросы к зачету №1
1. Укажите годы жизни  Ф.М. Достоевского.
2. Какое образование получил Достоевский?
3. Назовите первое художественное произведение Ф.М. Достоевского. Когда оно было опубликовано?
4. В какой форме написано это произведение?
5. Назовите причину, по которой Ф.М. Достоевский был осужден на каторжные работы.
6. Как называется книга Достоевского, рассказывающая о каторге?
7. Как называется система взглядов, которой придерживался Ф.М. Достоевский?
8. Какие годы отражены в романе «Преступление и наказание»?
9. В чем суть теории Раскольникова?
10. Какой смысл заключен в словах Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею»?
11. О какой роли в жизни общества мечтает Раскольников?
12. Каким образом идея Раскольникова связана с миром петербургских углов?
13. В чем заключается двойственность образа Раскольникова?
14. Почему Раскольников решается признаться Соне Мармеладовой в содеянном преступлении?
15. Какой путь обновления (спасения души) героя указывает автор?
16. Назовите ведущую черту характера Сони.

 

Зачетный раздел № 2
ТВОРЧЕСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО (1828 – 1910)
После изучения темы учащимся необходимо
знать
1. Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н.Толстого.
2. Авторский замысел, концепцию истории и народного характера, воплощенную писателем в романе «Война и мир».
уметь
1. Проследить за эволюцией характеров главных героев и указать их роль в формировании общего авторского замысла.
2. Указать на примерах конкретных сцен и эпизодов способы психологической характеристики героев.
Темы сочинений по творчеству Л.Н. Толстого
1. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Правда о войне в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 
3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
5.Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н Толстого «Война и мир».)
6. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
7. «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
8. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
9. Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из главы 8, части 4, тома 2 романа Л.Н.Толстого «Война и мир».)
Задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Сочинение должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок до 15 декабря текущего учебного года
Вопросы к зачету № 2
Ответить на вопросы теста.
1. Как называлось первое опубликованное произведение Л.Н.Толстого?
а) «Детство»                                      в) «Воскресение»
б) «Анна Каренина»                         г) «Плоды просвещения»
2. Л.Н.Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать «диалектику души» человека. Кто из литературных критиков ввел в литературный обиход это определение?
а) Н.А. Добролюбов                         в) Д.И.Писарев
б) Н.Г. Чернышевский                     г) И.А.Гончаров
3. Действие романа «Война и мир» начинается:
а) в январе 1812 года                       в) в июле 1805 года
б) в мае 1807 года                             г) в апреле 1801 года
4. Роман «Война и мир» начинается:
а) с описания Шенграбенского сражения
б) с описания именин в доме Ростовых
в) описания вечера в салоне А.П. Шерер
г) описания встречи отца и сына Болконских
5. Сколько лет Наташе Ростовой в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения (1 том)?
а) 16лет                                  б) 20 лет
в) 10 лет                                г) 13 лет
6. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию(1том)?
а) стремление к славе
б) представление об офицерском долге
в) стремление защищать Родину
г) желание продвинуться по служебной лестнице
7. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве?
а) возможность общаться с влиятельными людьми
б) идея единения и братства людей
в) возможность отвлечься от несчастливого брака
г) увлечение мистическим и необычным в жизни
8. После Шенграбенского сражения «князю Андрею было грустно и тяжело», потому что
а) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться
б) в сражении погибло больше солдат, чем ожидалось
в) после посещения батареи капитана Тушина начали рушиться его представления о подвиге
г) его смелое поведение во время боя не было замечено Багратионом
9. В чем была истинная причина дуэли Пьера Безухова с Долоховым?
а) зависть Пьера к Долохову
б) измена Элен
в) случайное стечение обстоятельств
г) Оскорбление, которое Долохов нанес Ростовым
10. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу?
а) смерть жены                                 в) недовольство Сперанским
б) служебные взыскания                 г) любовь к Наташе
11. Брак князя Андрея и Наташи расстроился:
а) из-за несогласия князя Николая Болконского благословить этот брак
б) недоброжелательного отношения графини Ростовой к жениху
в) мимолетного увлечения Наташи Анатолем Курагиным
г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким
12.Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай Болконский?
а) Отрадное                           в) Марьино
б) Богучарово                        г) Лысые горы
13. В эпилоге романа «Война и мир» княжна Марья выйдет замуж
а) за Анатоля Курагина                   в) Николая Ростова
б) Пьера Безухова                             г) Ипполита Курагина
14. В ком Толстой видит решающую силу истории?
а) царь                                               в) аристократия
б) военачальники                             г) народ
15. Завершите  фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»
а) великих поступков                       в) самолюбия
б) стремления к славе                      г) простоты, добра и правды
16. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?
а) А. Болконский                              в) Николай Ростов
б) Наташа Ростова                            г) Пьер Безухов
17. Бородинское сражение мы увидели глазами
а) Николая Ростова                          в) Анатоля Курагина
б) Пьера Безухова                             г) Анатоля Курагина
18. Тихон Щербатый  является символом
а) аристократизма                            в) народного гнева
б) карьеризма                                    г) смирения
19. Кульминацией романа «Война и мир» является
а) Аустерлицкое сражение
б) Шенграбенское сражение
в) Бородинское сражение
г) первый бал Наташи Ростовой
20. Жанр романа «Война и мир»:
а) исторический роман
б) роман-эпопея
в) семейный роман
г) историческая хроника

Зачетный раздел № 3
ТВОРЧЕСТВО А.П.ЧЕХОВА (1860 – 1904)
После изучения темы учащимся необходимо
знать
1. Ранние юмористические рассказы, своеобразие их тематики и стиля.   
2. Своеобразие героев и конфликтов социально-психологических рассказов.
3. Своеобразие стиля А.П.Чехова.
4. Особенности «новой драмы».

уметь
1. Анализировать произведения малого жанра.
2. Анализировать драматургическое произведение.

Темы сочинений по творчеству А.П. Чехова
1. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
2. Способы выражения внутреннего мира персонажей в рассказах А.П.Чехова.
2. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П.Чехова.
3.Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П.Чехова.
4. Своеобразие сюжетного построения пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
5. Будущее в представлении чеховских герое (по пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова).
6. Вишневый сад в системе образов чеховской пьесы.
7. Ход времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
Задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Сочинение должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок до 10.04 текущего учебного года.
Вопросы к зачету № 3
1. В чем заключаются особенности художественного мироощущения А.П.Чехова?
2. В чем суть конфликта в повести «Степь» А.П.Чехова?
3.На материале анализа «маленькой трилогии» покажите, какие перемены произошли в реализме позднего Чехова.
4. Прочтите главу учебника «Особенности поэтики новой драмы». Выпишите основные признаки, отличающие чеховскую драму от классической русской и европейской драмы.
5. Дайте верное определение юмора как разновидности комического.
а) один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического;
б) один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженным в злой насмешке;
в) один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон жизни, в нем о серьезном говорится с усмешкой.
6. Тема «маленького человека», известная по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, неожиданно обыгрывается у А.П.Чехова. Каково авторское отношение к этому литературному типу?
а) герой находится в бедственном, унизительном положении, связанном с социальными условиями, он достоин жалости
б) герой сам себя ставит в жалкое положение, унижает собственное достоинство, он смешон
в) герой находится в бедственном положении не только из-за социальных условий, но и в силу собственных недостатков
7. «Крыжовник» стоит в одном ряду с такими произведениями А.П.Чехова:
а) «Чайка», «Вишневый сад»
б) «Человек в футляре», «О любви»
в) «Остров Сахалин»
г) «Толстый и тонкий», «Хамелеон»
8. В каком рассказе писатель напоминает о том, «чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»?
а) «Крыжовник»                   в) «Дом с мезонином»
б) «Ионыч»                            г) «Попрыгунья»
9. Укажите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»:
а) борьба вокруг продажи имения
б) столкновение между различными социальными группами
(помещица Раневская – купец Лопахин)
в) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)
г) нет внешней интриги, борьбы
10. В чем особенность  диалогов в пьесе «Вишневый сад»?
а) они построены как диалоги – монологи
б) они построены как классические диалоги – реплика является ответом на предыдущую реплику
в) они построены как неупорядоченный разговор (персонажи не слышат друг друга)
11. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия?
а) «бурный поток»                                       в) «невидимая жизнь»
б) «подводное течение»                              г) «буря и натиск»

Зачетный раздел № 4
Реализм конца XIX – начала XX вв.
После изучения темы учащимся необходимо
знать
1. Важнейшие направления творчества Бунина, жанры и тематику его прозаических произведений.
2. Эволюцию взгляда Бунина на народный характер, судьбу России.
3. Особенности концепции любви в творчестве Бунина и Куприна.
4. Основные этапы жизни и творчества М.Горького.
5. Художественные особенности романтических и реалистических рассказов М.Горького.
6. Содержание пьесы «На дне» М.Горького, суть философских споров, позицию персонажей и автора.
уметь
1. Анализировать важнейшие авторские идеи и своеобразие их воплощения в рассказах и повестях  И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького.
«. Выявлять общезначимое и индивидуальное в характерах и судьбах героев пьесы «На дне» М.Горького.
Темы сочинений
по зачетному разделу № 4
1. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2. Образ России в прозе И.А.Бунина.
3.Тема любви в творчестве И.А.Бунина (по одному или нескольким произведениям).
4.Талант любви в произведениях А.И. Куприна.
5. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик (по ранней прозе М.Горького).
6. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М.Горького «На дне».)
7. «Горький нагромоздил гору жесточайших страданий … и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости» (Л.Н.Андреев о пьесе «На дне»).
8. Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького «На дне».)
9. Анализ IV действия пьесы М.Горького «На дне».

Задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Сочинение должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок до 10.04 текущего учебного года.

Справочный материал
Примерный план   сочинения – анализа эпизода
1. В какое время было написано произведение? Какова его проблематика?
Каковы особенности композиции?
2. Назовите героя (героев) эпизода, что о них уже известно к этой части текста?
3. Какой момент жизни героя отражен в эпизоде?
4. Что предшествовало этому эпизоду?
5. Как вы назвали бы этот эпизод?
6. Какой вопрос автору важно решить на материале этого эпизода?
7. От чьего имени идет повествование в данном эпизоде?                                                        8. Когда и где разворачивается действие в эпизоде?
9. На какие смысловые части можно разделить этот эпизод?
10. Выделите наиболее важные (ключевые) слова и художественные детали в каждой части.
11. Укажите особенности словоотбора и грамматического построения текста.
12. Как они (см. п.10, 11) углубляют ваше понимание происходящего и проясняют авторскую позицию?
13. Каким предстает герой (герои) в данном эпизоде?
14. Сделайте выводы:
а) что нового узнали о герое (героях);
б) какие новые вопросы возникли перед героем (героями);
в) что в тексте эпизода позволяет предположить дальнейшую судьбу героя (героев).
15. Как этот эпизод связан с последующими событиями?

ТЕСТ
по творчеству И.А.БУНИНА и А.И КУПРИНА
1. После Октябрьской революции 1917 года многие писатели покинули Россию. Причины, заставившие Бунина покинуть Россию, отражены в опубликованном в эмиграции дневнике под заголовком
а) «Суходол»
б) «Окаянные дни»
в) «Деревня»
2. Что является символической моделью цивилизации (человеческого общества) в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) отель на острове «Капри»
б) Простор океана
в) пароход «Атлантида»
3. Почему главный герой рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» не имеет имени?
а) автор забыл дать имя герою
б) главный герой – человек без индивидуальности
4. Укажите, какое из  произведений не принадлежит И.А.Бунину:
а) «Легкое дыхание»
б) «Суламифь»
в) «Чистый понедельник»
5. Главной художественной особенностью рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» является:
а) предельная краткость, сжатость повествования
б) запутанная интрига
в) соединение поэзии с прозой
6. Укажите основную тему цикла рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи».
7. Что происходит с главным героем рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» в роскошном отеле на Капри?
8. К какому литературному направлению относится творчество И.А.Бунина?
а) романтизм
б) реализм
в) модернизм
9.Назовите две ведущие темы творчества А.И Куприна.
10. Кто из героев повести «Поединок» выражает авторскую позицию?
11. Кому из указанных писателе свойственно элегическое восприятие действительности?
а)  И.А.Бунин                        б) А.И.Куприн
12. Соотнесите героев и названия произведений А.И.Куприна:
литературные герои: генерал Аносов, Олеся, Княжна Вера Николаевна, Бек_Агамолов, Ярмола, Иван Тимофеевич, Желтков, Мануйлиха, Ромашов;
названия произведений: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся».
13. Определите автора, название произведения и имя литературного героя:
Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из все гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах …  никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее…
14. Из какого произведения следующая цитата (назовите автора и произведение):
Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка видеть ее, конечно, не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если б вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее поскорей».

Тест по творчеству М.Горького
1. К какому литературному направлению следует отнести такие произведения М.Горького, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»?
а) классицизм                       в) романтизм
б) модернизм                        г) реализм
2. Кого из персонажей ранних рассказов М. Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?
а) Лойко Зобара                    в) Лару
б) Данко                                г) Макара Чудру
3. По портретным характеристикам определите героев рассказов М. Горького.
а) «…юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу…»
б) «…старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор… Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду., но внутренно возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал»
в) «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел…»          
г) «О ней…  словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»
А) Челкаш                  Б) Старуха Изергиль
Б) Рада                       В) Лара
4. Что исполняет  роль обрамления в ранних рассказах М. Горького?
а) портретная характеристика
б) описание интерьера
в) пейзаж
г) биографические сведения о герое
5. Определите жанр пьесы М. Горького «На дне»:
а) социально-философская драма
б) бытовая драма
в) трагедия
г) мелодрама
6. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждает: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?
а) Лука                       в) Сатин
б) Клещ                      г) Бубнов
7. Укажите основной драматургический конфликт пьесы М. Горького «На дне»:
а) социальный (между Костылевым и ночлежниками)
б) идеологический (между Лукой и ночлежниками)
г) внутренний (в сознании ночлежниками своего падения и невозможностью с этим смириться)
д) любовный (между Василисой, Пеплом и Наташей)
8.Лука в пьесе М. Горького «На дне» является идеологическим героем. Выразителем какой идеологии он является?
а) Лука выражает идею сохранения чувства собственного достоинства и сопротивления жизненным обстоятельствам
б) Лука выражает идею раболепия перед власть имущими
в) является выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами
г) является носителем идеи крайнего индивидуализма
9. Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М. Горький авторскую точку зрения.
а) Лука                       в) Сатин
б) Бубнов                   г) Барон
10. Укажите, какой фразой или сценой заканчивается пьеса М. Горького «На дне».
а) К р и в о й  З о б (запевает).  Солнце всходит и заходит…
б). Б а р о н  (стоя на пороге, кричит). Эй… Вы! Идите сюда! На пустыре… там Актер… удавился!
в) Б у б н о в. Наливай ему, Сатин!. Зоб, садись! Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я выпил и рад!
г) С а т и н  (негромко). Эх… испортил песню… дурак!

Зачетный раздел № 5
Поэзия  конца XIX – начала XX вв.
После изучения темы учащимся необходимо
знать
1. Многообразие литературных направлений, течений, групп в культуре рубежа веков.
2. Основные этапы творческого пути, тематику и характерные черты лирики А.А.Блока.
3. Тематику, своеобразие образного строя  лирики С.А.Есенина.
уметь
1. Анализировать важнейшие идеи и способы их воплощения в лирических произведениях разной тематики и периодов творчества А.А. Блока, С.А. Есенина.
2. Определить символическое наполнение образов действующих лиц поэмы «Двенадцать»
А.А. Блока.
3. Проследить развитие темы «Судьба человека и Родины» в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина».

 

Темы сочинений    по зачетному разделу № 5
1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.
2.Прекрасная Дама в лирике А.А. Блока.
3. Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?
4.Образ революционной эпохи в лирике А.А. Блока.
5. Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
6. Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери». (Восприятие, истолкование, оценка.)
7.Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
8.Мир природы в лирике С.А. Есенина.
9. «Гой ты Русь, моя родная…». (По лирике С.А. Есенина.)

Справочный материал
Примерный план   сочинения – анализа стихотворения
1. Прочитать стихотворение.
2. Автор, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д. (т.е. общие сведения).
3. Смысл названия стихотворения.
4.Тема (например, тема Родины, поэта и поэзии, природы, любви, философское стихотворение и т.д.).
5.Жанр (лирическое стихотворение, ода, сонет, элегия, дума, послание); ожидания, связанные с этим жанром.
6. Композиция стихотворения.
7.Анализ содержания: движение мысли и чувства (смена событий, картин или настроения лирического героя).
8. Развитие сюжета и конфликта (если они есть в стихотворении).
9.Какова художественная идея (т.е. главная мысль стихотворения).
10.Художественные образы (например, образ возлюбленной лирического героя; образ березы или образ дороги в пейзажном стихотворении).
11.Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи (что они придают поэтическому тексту); поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация); поэтическая лексика (торжественная, возвышенная, нейтральная; употребление синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов); особенности синтаксиса.
12. Черты лирического героя.
Задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Сочинение должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок до 20 мая текущего учебного года.
Вопросы к зачету по зачетному разделу № 5
По поэзии А.А. Блока
1.Назовите литературное направление, к которому принадлежит поэзия А.А. Блока.
2. Назовите три составляющих элемента этого литературного направления.
3. Что означают термины «ассонанс», «аллитерация»?
4. Как назывался первый сборник стихов А.А. Блока?
5. В своем первом сборнике стихов А.А. Блок выступает
а) как романтик
б) как реалист
в) как классицист
6. Назовите имя философа, оказавшего влияние на поэзию А.А. Блока.
7. Какое стихотворение в списке лишнее:
а) «Девушка пела в церковном хоре…»
б) «Выхожу один я на дорогу…»
в) «Вхожу я в темные храмы…»
8. Блок обозначил свой духовный путь словом из богословской лексики. Каким словом?
9. Какую тему своего творчества А.А. Блок считал главной?
10. Поясните смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
11. Назовите образы – символы прошлого и будущего в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

По поэзии С.А. Есенина
1.Назовите тему творчества, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина.
2. Назовите литературное течение, которое возглавил С.А. Есенин.
3. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина.
а) «железный конь»
б) жеребенок, бегущий за поездом
в) железный Миргород
в) агитки Бедного Демьяна
4. Какой мотив становится основным в послереволюционном творчестве поэта и прослеживается в таких стихах, как «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к матери», «Русь советская», «Исповедь хулигана», «Неуютная жидкая лунность»?
а) мотив революционного переустройства мира
б) мотив неразделенной любви
в) мотив одиночества, усталости, неверия в свои силы
г) мотив гармонии с природой и окружающим миром
5.Определите художественный прием в выделенной строке.
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
а) гипербола              б) олицетворение
б) метафора               в) аллегория
6. Назовите художественный прием в выделенных словосочетаниях.
 Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
а) гипербола                          в) олицетворение
б) аллегория                          г) эпитет
7. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»7
а) тема революции
б) тема юношеской любви
в) тема преобразований в деревне
г) тема крестьянского быта в послереволюционное время
8. Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества С.А. Есенина?
а) зашифрованность при помощи образов-символов
б) торжественный слог, использование архаизмов
в) Метафоричность и цветовые эпитеты.

Примечание.
1. Ответы на вопросы зачетов могут быть представлены как в рукописном, так и в компьютерном варианте,  допускается устная форма сдачи зачета (по желанию обучающегося).
2. Сроки сдачи зачетов соответствуют срокам сдачи сочинений.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК
11 класс (трехгодичный курс обучения)

Учебники:    1.Власенков А.Я., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст.        Стили речи. 10-11 классы.– М., Просвещение, 2003
2. Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык для 10-12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. М., Просвещение, 2003      
Зачетные работы

Контрольные диктанты – 2
Контрольные работы – 2
Изложения – 1
Зачеты – 2


Зачетного
раздела

 

Тема

Контрольные
работы, диктанты, изложения

1

Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация простого предложения

  • Морфология и орфография
  • Синтаксис и пунктуация простого предложения
  • Проверочные и контрольные работы

Контрольные диктанты – 2
Контрольные работы – 1
Зачет – 1

2

Функциональные стили речи

  • Функциональные стили речи
  • Проверочные и контрольные работы

Контрольная работа –1
Изложение – 1
Зачет – 1

 

Зачетный раздел №1
Морфология и орфография.

 Синтаксис и пунктуация простого предложения
Морфология и орфография
ЗАДАНИЕ  1
1. Повторите части речи и их морфологические признаки (§10, учебник Л.Ю.Максимова).
Выполните упражнения № 148, 167, 184 (учебник  А.И.Власенкова)
2. Запишите предложение и выполните по нему указанные задания.
Природа учит нас понимать прекрасное.
            Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями.
Задания:
а) укажите части речи (сверху над каждым словом);
б) разберите по членам предложения (подчеркните соответствующей линией:
подлежащее –  одной чертой, сказуемое – двумя чертами, дополнение – черточками,
обстоятельство – точка-тире, определение – волнистой линией);
в) выполните морфологический разбор каждого слова (см. порядок морфологического разбора в учебнике Л.Ю. Максимова, стр. 67, 77, 98, 107, 116, 134, 148).

 

3.  Анализ текста.
Галки важно разгуливающие по улице взлетели с водопадным шумом. Тихонько застонало оконное  стекло. Сотрясая улицы и обступившие дома испуская угрожающий рык давя морозно лиловый асфальт тупыми скатами беззастенчиво дребезжа гулким железным кузовом промчался первый самосвал
            И под стеной качнулась фигура первого прохожего. И солнце выплеснулось в просвет между домами полыхнули окна от молодых деревьев легли легкие тени.
            День родился над городом… (В.Тендряков)
Задания:
– расставьте знаки препинания;
– обоснуйте постановку знаков препинания в тексте;
– подчеркните члены предложения во всех предложениях, определите, какой частью речи они выражены.
Примечание.
Выполненное задание 1 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 20  сентября текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

ЗАДАНИЕ   2
 1. Повторите следующие темы:
«Правописание суффиксов прилагательных» (§22, учебник Л. Ю. Максимова).
«Правописание -н-,  - нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»
(§ 30, учебник  Л. Ю. Максимова).
2. Выполните упражнения №№ 194, 195, 148 (учебник  А.И. Власенкова)
3. Ответьте на вопросы теста.
3.1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?
Его сестра, с карими смышле(1)ыми глазами, писа(2)ая красавица, встретила нас у каме(3)ых ворот замка.
 1) 2,3        2) 1,2        3) 1,2,3         4) 1,3
3.2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?
Стра(1)ики шли по неезже(2)ой дороге, затем продолжили свой путь по некоше(3)ому лугу.
1) 1,2,3          2) 1,2       3) 2,3          4) 1,3
3.3. Найдите ошибку.
1) Девочка воспитана.
2) Девочка была воспитана бабушкой.
3) Совершенно невоспитанная девочка.
4) Никем не воспитанная девочка.
3.4. В каком ряду все слова пишутся с нн
1) кова…ая решетка, масля…ая краска, свежезамороже…ая рыба, цели…ые земли
2) строче…ая шелком блузка, переперче…ая еда, незва…ый гость, долгожда…ый ответ
3) замасле…ый фартук, штопа…ый-перештопа…ый шарф, гравирова…ая надпись
4) нереше…ый вопрос, броше…ая бочка, бракова…ая деталь, импровизирова…ый концерт
3.5. В каком ряду во всех словах пишется с н?
1) окруже…ы забором, лица рассея…ы, экзамены выдержа…ы, уже глаже…ые вещи
2) тяжелоране…ый сапер, масле..ый блин, реше…ый пример, посажё…ый отец
3) краше…ые двери, нехоже…ые тропы, нежда..ый гость, бракова…ые детали
4) свежемороже…ые овощи, домотка…ые скатерти, смышле…ый мальчик, некоше…ые травы
Примечание.
Выполненное задание  2  должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 05 октября текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

ЗАДАНИЕ   3
1. Повторите следующие темы:
«Правописание не с разными частями речи» (§§ 24,31,35,39, учебник Л.Ю. Максимова).
«Различение не и ни»(§§ 35,40, учебник Л.Ю. Максимова).
«Правописание наречий» (§§ 33,34,35, учебник Л.Ю. Максимова).
2. Выполнить упражнения №№ 196, 197,204, 206 (учебник  А.И. Власенкова)
3. Выполнить упражнения №№ 209, 215 (учебник Л.Ю. Максимова).
4. Ответить  на вопросы теста.
1. В каком предложении все слова с не пишутся раздельно?
1) В еще (не) раскрытые окна заглядывает (не) большая птичка и (не) торопливо прохаживается по карнизу.
2) (Не) глубокие, но болезненные ссадины и царапины причиняли беспокойство, поэтому (не) хотелось думать о (не) законченном строительстве.
3)  Сын (не) по-детски посмотрел на отца и, (не) дав ему договорить, выбежал в еще (не) освещенный дворик.
4) Приезжие были (не) притязательны: их ничуть (не) волновало то, что территория еще (не) благоустроена, фасады (не) покрашены.

2. В каком предложении все слова с не пишутся раздельно?
1) На экзамене потребовалось переводить тексты, (не) смотря в словарь, что заставило всех (не) мало поволноваться.
            2) Он (не) хотя признал, что справедливо наказан за ничем (не) оправданный поступок.
            3) (Не) смотря на (не) прекращающийся третьи сутки ливень, мы (не) стали менять свой маршрут.
            4) (Не) чистый воздух, (не) ласковое море, (не) веселая компания заставили нас продлить отдых: мы увлеклись вовсе (не) шуточным делом – подводной охотой.

3.  В каком предложении на месте пропусков пишется и?   
1) (Н…) ребенок, (н…) взрослый (н…) когда  (н…) пройдут мимо Голубого озера, (н…) восхитившись его правильной формой и зеркальной чистотой.
            2) Куда только (н…) долетали слухи о его чудесном исцелении, (н…) кто (н…) хотел в это верить.
            3) Чего только (н…) пережил брат, покинув родителей, каких только людей (не) повстречал
            4) Однажды встал он (н…) свет (н…) заря и, (н…) (с) кем не простившись, ушел туда, откуда (н…) один еще не вернулся.

4. В каком предложении на месте пропусков пишется е?
1) Вдруг откуда (н…) возьмись под ноги бросился крошечный котенок; он был (н…) жив (н…) мертв и всем своим видом показывал, что ему больше (н…) куда спрятаться.
            2) Вышло (н…) по вашему (н…) по-нашему, и (н…) один из нас, к сожалению, (н…) может быть счастлив.
            3) (Н…) один из нас готов на милосердие, но почему-то (н…) всем дано быть милосердным и каждый день делать добро.
4) Кого (н…) возьми, всякий скажет, что здесь нужен (н…) кто иной, как опытный лоцман.
Примечание.
Выполненное задание  3  должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 20 октября текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

5. Контрольный диктант № 1 (выполняется в классе).
Подготовьтесь к написанию контрольного диктанта.

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Ран…ный открыл глаза и застонал от (не) стерпимой боли в простреле…ном плече. Чу…ствуя что больше (не) заснет он повернулся на своей (не) краше…ной кровати и мрачные мысли эти (не) зва…ные спутницы  бе…сон…ых  ночей стали дли…ной в…реницей  проносит…ся в его голове (не) освеже…ной сном. Он вспомнил патри…тический  угар (не) вызва…ный здравым пониманием событий а искус…тве…но созда…ный продажными писаками буржуазных газет воспевающих (не,ни) кому  кроме угнетателей (не) нужную бойню и свой юношеский пыл с которым он ждал (не) испыта…ных боевых ощущений. В его горячечном мозгу пронеслись картины исхода печально чернели (не) заселе…ные поля  запуще…но выглядели  (не) вспаханные жителями и  вытопта…ные войсками поля.
            (Не) удачные распоряжения  (с) верху (не,ни) оказанная  (во) время поддержка боевым частям позор измен горечь поражений  все эти  (не) отъемл…мые спутники первой мировой войны были причиной гибели милио…ных  солдатских масс.
            Ране…ный с горечью подумал  что его глаза открылись слишком поздно он теперь (не) способный жить и борот…ся  человек а (не,ни) на что (не,ни) годный калека.  

Примечание. Контрольный диктант  следует выполнить в срок до  30 октября текущего учебного года.

Синтаксис и пунктуация простого предложения

ЗАДАНИЕ   4
1. Составьте краткий конспект темы: «Принципы русской пунктуации» (учебник А.И. Власенкова, стр. 107-108).
2. Повторите следующие темы:
«Словосочетание» (§ 43, учебник Л.Ю. Максимова).
«Простое предложение». «Главные члены предложения». «Второстепенные члены предложения» (§ 41,44,45, учебник Л.Ю. Максимова).
«Тире между подлежащим и сказуемым»  (с.184-185 учебник Л.Ю. Максимова).
3. Выполните упражнения №№  227, 209 (учебник А.И. Власенкова), 255, 268 (учебник Л.Ю. Максимова).

Справочный материал
Словосочетания
Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, например, лесной воздух, лесное озеро, подъехать к дому, по-весеннему свежий.


Смысловая связь

Словосочетания

предмет и его признак

белый снег

действие и предмет

читать книгу

признак и его степень

по-весеннему свежий

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога, например:


Грамматическая связь

Словосочетания

при помощи окончаний

интересная книга

при помощи окончаний и предлога

участвовать в соревновании

Способы связи слов в словосочетании


Вид связи

Зависимое слово

Согласование

Прилагательное; причастие; порядковое числительное; местоимение, по форме сходное с ними

Управление

Существительное; местоимение, по форме, сходное с ними

Примыкание

Наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола

Главные члены предложения
Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.


Способ выражения

Примеры

1. Имя существ. в им.п. (или другая часть речи, употребленная в значении имени
существительного)

На западе догорала заря. Далече грянуло ура. Во время детского чая большие сидели на балконе.

2. Местоимение в им.п.

Мы ехали по широкому полю.

3. Неопределенная форма глагола

Учиться  всегда пригодится.

4. Фразеологизм

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Белое море находится на севере нашей страны.

6. Синтаксически цельное словосочетание

Шли два приятеля   вечернею порой

Сказуемое и его основные типы

Сказуемое – это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах  что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.


Наклонение глагола

Примеры

Изъявительное

Катя внезапно вспомнила песчаную дорожку. По дорожке идет она сама. Я подожду тебя у речки.

Сослагательное (условное)

Сыграл бы я сейчас с тобой в шахматы.

Повелительное

Подготовьтесь к самостоятельной работе.

Типы сказуемых.

1. Простое глагольное сказуемое – сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Например: Птицы проснулись. Еще громче запоют птицы. Поймали бы больше рыбы.
2. Составное глагольное сказуемое – состоит из вспомогательного глагола (глагола-связки) и неопределенной формы глагола. Например: Я хотел бы помочь. Я был бы рад помочь.
3. Составное именное сказуемое состоит из глагола связки и именной части.

Выражение именной части сказуемого


Часть речи

Примеры

Имя прилагательное

Он веселый. Он был веселый. Он был веселым. Он сегодня весел. Он веселее, чем его сестра.

Имя существительное

Он весельчак. Был он с хитрецой. Весь сад в цвету.

Причастие

Хлеба обмолочены. Вода в пустыне будет задержана.

Числительное

Два да три будет пять.

Местоимение

Вишневый сад теперь мой.

Наречие

Ей туфли впору будут.

Синтаксически неделимоесловосочетание

Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

Основные типы односоставных предложений.


Главный член

Тип
предложения

Чем выражен
 главный член

Примеры

Подлежащее

Назывное

Существительное в
именительном падеже

Сумерки. Вокруг безмолвная тишина.

Сказуемое

Определенно-личные

Глагол в форме 1-го
или 2-го лица

Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С.Пушкин)

Неопределенно-личное

Глагол в форме 3-го лица
мн. числа наст. и буд. вр.,
мн.ч. прош. вр.

За рекой косили.
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.С.Пушкин)

Обобщенно-личное

Глагол в форме 2-го лица ед. ч.
или 3-го лица мн. ч.
 с обобщенным значением

Что посеешь, то и пожнешь. По одежке протягивают ножки.

Безличные *

Безличный глагол

Уже забелелось на востоке. (Значение: явления природы.)

Личный глагол в безличном значении

Как пахнет земляникой и грибами. (Значение: явления природы.)

Наречия на 

Ему весело. (Значение: переживания человека.)

Неопр. форма глагола,
Неопр. форма глагола в сочетании с модальными словами

Охотиться еще можно. Быть беде. (Значение: желательность, возможность или невозможность, необходимость действия.)

Неизменяемая глагольная форма нет, глагол не было

В комнате никого нет
(не было). (Указание на отсутствие.)

* Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.
Примечание. Следите за пунктуацией, если односоставное предложение входит в состав сложного. Потемнело, и началась гроза.
Примечание. Выполненное задание  4  должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 15 января текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

4. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» (выполняется в классе).
Подготовьтесь к контрольной работе.

I. Определите, простое предложение или сложное (знаки препинания не расставлены):
а) простое                              б) сложное
1.Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи ночь мешалась с днем.
3. Прошел час другой а мальчик все не возвращался.
4. Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето пахло резедой.
6. Снегирь сидел на ветке плавно качающейся на ветру.
7. Стало совсем темно и улица мало-помалу опустела.
8. Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.
9.Глеб я это знал учился в гимназии.
10. Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку.

II. Укажите, чем выражено подлежащее:
а) существительным                        б) прилагательным
в) числительным                              г) местоимением
д) глаголом                                       е) наречием
ж) словосочетанием.
1. Наше завтра непредсказуемо.
2.Дед с матерью шли впереди.
3. Прошло два дня.
4. Кто стучится в дверь ко мне?
5. Черное море прекрасно в любую погоду.
6. Петь с чужого голоса всегда плохо.
7. Непогода мешала уборке урожая.
8. Бывалые поучали молодых.
9. Десять делится на два.
10. К славному подвигу каждый готов.

III. Определите вид сказуемого:
а) простое глагольное                     
в) составное именное
б) составное глагольное
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннею весной запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать свежим воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Непросеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он мыл мастером на все руки.

 

IV. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) нужно                                б) не нужно
1. Волга величайшая река.
2. Птицы наши лучшие помощники.
3. Хорошая книга точно беседа с человеком.
4. Пять да шесть одиннадцать.
5. Тигр животное чрезвычайно красивое.
6. Прилет грачей признак начала весны.
7. Попытка не пытка, спрос не беда.
8. Весна всему начало.
9. Людская молва что морская волна.
10. Счастье это быть с природой.

V. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:
а) подлежащим                                 б) сказуемым
в) дополнением                                г) определением
д) обстоятельством                          е) не является членом предложения
1. Вальсы играет гармонь вдалеке.
2. Шепчут губы чье-то имя.
3. Вследствие дождей дороги размыло.
4. Ночь на миг дыханье задержала.
5. Он поторопился, потому и ошибся.
6. Он просил вас зайти к нему.
7. Сбылась мечта увидеть Париж.
8. С горы хорошо видно мой дом и школу.
9. С утра мы решили заняться делом.
10. Байкал – самое глубокое в мире озеро.

VI. Укажите тип односоставного предложения.
1. В поселке строят новую школу.
2. Мне холодно.
3. Цыплят по осени считают.
5. В лесу тихо. Вот и снег.
6. Цыплят по осени считают.
7. Зимой поздно светает.

VII. Произведите синтаксический разбор предложений.

Главный воспитатель человека – его жизненный опыт.
Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе.
Примечание. Контрольную работу следует выполнить в срок до 25 января текущего учебного года.

 Справка
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3 Тип предложения по структуре (простое, сложное).
4. Тип предложения по составу грамматической основы (двусоставное, односоставное). У односоставных указать вид (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное).
5. Тип предложения по наличию или отсутствию необходимого члена предложения (распространенное, нераспространенное).
6.Тип предложения по наличию или отсутствию необходимого члена предложения (полное, неполное).
7.Указать, чем осложнено (однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
8. Указать главные и второстепенные члены предложения, определить их типы.
9. Составить схему.

ЗАДАНИЕ   5
1. Повторите следующие темы:
«Однородные члены предложения» (§§ 46,47, учебник Л.Ю. Максимова).
«Предложения с обособленными членами предложения» (§§ 48,49 учебник Л.Ю. Максимова).
2. Выполните упражнения №№  286, 287 (учебник Л.Ю. Максимова).
3. Объясните расстановку запятых в следующих предложениях.

1. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
2. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
3. Была самая ранняя весна, сухая и серая.
4. Девочка, выросшая на природе, долго не могла привыкнуть к городской жизни.
5. С грохотом сыпался на палубы кораблей слежавшийся на реях снег.
6. Облитые ослепительным солнечным блеском, воды сверкают, как растопленное серебро.
7. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
8. Тайга стояла безмолвная и полная надежды.
9. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

4. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1. Маленькое грозовое облако превратилось в грозовую тучу похожую на наковальню.
2.Над городом висела густая пыль поднятая отступавшей армией.
3. Взволнованный я часто возвращался мыслями в эту беленькую хату.
4. Молодой человек умный и обаятельный быстро добился успеха.
5. Маруся сконфузилась и обиженная закрыла рояль.

5. Выполните упр. № 309, часть 2 (учебник Л.Ю. Максимова).

Примечание. Выполненное задание 5 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 20 февраля текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

ЗАДАНИЕ   6
1. Повторите следующие темы:
Обособление обстоятельств (§50,  учебник Л.Ю. Максимова).
Обособление уточняющих членов предложения (§ 51, учебник Л.Ю. Максимова).
Сравнительные обороты (§ 52, учебник Л.Ю. Максимова).
2. Выполните упражнения №№ 232, 235 (учебник А.И. Власенкова);
№№ 320,322 (учебник Л.Ю. Максимова).

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
1) Получив письмо,
а) оно оставлено без ответа
б) меня охватила радость
г) я не торопился с ответом
д) изменились наши планы
2) Возвращаясь домой,
а) мне стало грустно
б) уже совсем стемнело
в) я вспомнил о своем обещании позвонить другу
г) из моей сумки выпала книга
3) Гуляя в лесу,
а) мне показалось, что я заблудился
б) мне хорошо дышится
в) у моего брата пропала корзина
г) я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево

Примечание. Выполненное задание № 6 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 10 марта текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

 

ЗАДАНИЕ   7
1. Повторите следующие темы:
«Вводные слова и предложения» (§ 53,  учебник Л.Ю. Максимова).
«Обращения» (§ 54,  учебник Л.Ю. Максимова)
2. Выполните упражнения №№ 326 (1часть), 327 (учебник Л.Ю. Максимова).
Справочный материал
1.Обратите внимание: в зависимости от контекста одни и те же  слова могут быть вводными (т. е. не являться членами предложения и, соответственно обособляться)  и не вводными (т. е. являться членами предложения и не обособляться).
Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить. Вероятно выпадение осадков во второй половине дня.
2. Запомните условия, при которых слова однако и наконец бывают вводными и не вводными, так как эти слова часто употребляются.
Слово однако, стоящее вначале предложения не является вводным, близко по значению союзам но, зато и запятыми не выделяется. Если оно стоит в середине или в конце предложения, то является вводным и, соответственно, выделяется запятыми.
Однако утром зарядил дождь и пришлось остаться дома. Смотри, однако, Вера, будь осторожна.
Слово наконец является вводным, если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и еще»). Если это слово дает оценку факта с точки зрения говорящего, оно также является вводным.
Он остановился, наконец, и покачал головой. Да уходите же, наконец!
Слово  наконец  не является вводным, если используется в значении «под конец», «напоследок».
Наконец добрались до места. 
3. Не являются вводными и никогда не выделяются запятыми слова и словосочетания: буквально, будто, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же,  между тем, почти, только и др.

Примечание. Выполненное задание № 7 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 25 марта текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

3. Контрольный диктант № 2  теме «Синтаксис простого предложения»
(выполняется в классе).
Подготовьтесь к контрольному диктанту по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
1. Выделите из предложения  все словосочетания, охарактеризуйте их по главному слову (именное, глагольное, наречное), способу связи (согласование, управление, примыкание).
Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей…(Е.Евтушенко.)

2. Произведите синтаксический разбор предложений.

Главный воспитатель человека – его жизненный опыт.
Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе.

3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
И вся эта ночь слилась в какую (то) волшебную  ч…рующую  сказку. Взошел месяц и его сияние пр…чудливо пестро и таинстве…но  ра…цветило лес легло среди мрака (не) ровными (иссиня) бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковер мох. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были  наброш…ны  серебристые прозрачные газовые покровы. Местами свет вовсе (не) проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный (не) проницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко оз…рял  дли…ный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку такую светлую нарядную и пр…лестную точно аллея убра…ная для торжестве…ного шествия.
(А.Куприн)
Примечание. Контрольный диктант следует выполнить в срок до 31 марта текущего учебного года.
Зачетный раздел № 2
Функциональные стили речи.
ЗАДАНИЕ   7
1. Тема: «Функциональные стили речи». Общая характеристика.
Составьте таблицу  «Стили речи» по материалу г
лавы «Стили речи» (учебник А.И.
Власенкова,  с.196 – 197)


Стиль

С какой целью говорим

В какой обстановке говорим

Речевые жанры

Языковые средства выражения

Стилевые черты речи

Разговорный

 

 

 

 

 

Научный

 

 

 

 

 

Официально-деловой

 

 

 

 

 

Публицистический

 

 

 

 

 

Стиль художественной литературы

 

 

 

 

 

2. Научный стиль речи.
Изучите  материал по теме  «Научный стиль речи»   (учебник А.И. Власенкова, с.202 – 225).
3. Дайте толкование слов: толерантность, репатриация, эмиграция, иммиграция, коммюнике, идентифицировать  (см.: Словарь иностранных слов, – М., 1966).

4. Выполните упр. №№ 353, 379 (учебник А.И. Власенкова).

5. Анализ текста.
Стилистические ресурсы русского языка.
            Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной культурной традицией, предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Овладение этими ресурсами языка требуют знаний, развитого лингвистического чутья и навыков.
            Стилистические средства языка и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой явление исторически изменяющееся. Не случайно поэтому они с древних времен начинают изучаться исследователями – учеными, писателями и деятелями культуры. Уже в XVII веке появляются отдельные наблюдения и рекомендации в этом отношении.
            В XIX  и в  XX вв. создаются специальные пособия, представляющие собой стилистические ресурсы языка. В них порою наряду со стилистическими описываются многие другие нормативные явления, что оказывается следствием неточности определения предмета стилистики.
            Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.
            Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются так называемые  средства словесной образности, преимущественно лексические, но также и синтаксические (метафоры, метонимии, синтаксические фигуры и другие средства).
            Другой важнейший источник стилистических средств – синонимия (прежде всего лексическая, а также грамматическая). Это не случайно, так как с синонимией связана возможность выбора одного из ряда возможных языкового средства, наиболее подходящего в данном контексте. Наиболее стилистически богаты и продуктивны синтаксические и лексические средства. Морфология обладает меньшими возможностями в этом отношении.      (М.Кожина)
Задание:
Найдите в предложенном тексте характерные особенности научного стиля речи
(см.  схему «Особенности научного стиля речи», с. 225, учебник А.И. Власенкова).
Примечание. Выполненное задание 7 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 25 марта текущего учебного года.
Не выполняйте следующее  задание, пока не проверено предыдущее.

6. Контрольная работа № 2 (выполнить один вариант по выбору)
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните предложенные задания.
(1)Дизайн придает эстетическую окраску самому изделию посредством оригинальной конструкции, формы, цвета и др. (2)Сочетание эстетики и утилитарности стало одним из основополагающих принципов промышленного дизайна – одного из первых и наиболее массовых видов данной деятельности. (3)На первом этапе развития дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т.п. – их созданию или изменению. (4) Поэтому первый уровень так и назван «предметным» и ограничивает представленные виды дизайна проблемами формы и конструкции.
(5)С течением времени дизайн расширил сферу своего применения. (6)Постепенно от чисто оформительских задач (направленных при этом на вполне конкретные коммерческие цели) он перешел к конструированию и проектированию своих объектов.
(7)Интерьер офисов, выставочных залов, а позднее – фирменный стиль, создание композиционно-графической модели издания, разработка и внедрение на рынок имиджа как государственных, общественных и коммерческих предприятий, так и политических деятелей сблизили дизайн и рекламу. (8)Постепенно сформировался новый вид дизайна – системный дизайн. (9)Особенности развития дизайна во второй половине ХХ века позволяют говорить о нем как об особом виде творческой деятельности, основная цель которой – функциональная организация внешней среды, в том числе предметной, коммуникативной, политической и т.п. (10)В этом определении заложен базовый признак, позволяющий отличить предметы дизайна от произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства,– функциональность.
(11)Одной из ярких тенденций, которая, по всей вероятности, определит развитие человечества в ХХI веке, является стремление к международной интеграции. (12)Дизайн уже сегодня пытается выйти на новый уровень – мегадизайн человека. (13)Пока такие гуманистические проекты осуществляют влиятельные международные ассоциации, например ЮНЕСКО.
(По В. Волковой)
Задания
1.Напишите номера предложений, в которых выражена главная мысль текста.

2.Определите стиль текста.

3. Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите номера):
1)обязательность, фиксированность формы,               
2) сжатость, однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания,  
3) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость, общедоступность,
4) отсутствия авторского «я»,
5) наличие канцелярской фразеологии,
6) преобладание простых предложений,
7) преобладание абстрактной лексики.

4. Укажите, к какому типу речи относится текст.
5. Определите, какое предложение текста связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
6. Обоснуйте постановку знаков препинания в 11-м предложении.

Вариант 2
(1)В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. (2)С момента  своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. (3)Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. (4)Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. (5)Клетки можно рассматривать и живыми. (6)Для этого на микроскоп монтируют специальное устройство, которое особым образом преобразует видимый свет.(7)Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.
(Из энциклопедии)
(По В. Волковой)

Задания
1.Какое суждение противоречит содержанию текста?
1) Микроскопия – ведущий метод изучения клетки.
2) Большинство компонентов клеток непрозрачны.
3) Человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.
4) Клетки можно рассматривать живыми.
2.Какова цель автора этого текста?
1) Сообщить теоретические сведения, имеющие интерес для ученого-биолога.
2) Выразить личное отношение к описываемым фактам.
3) Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки.
4) Доступно изложить научные факты.
3. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
1) Текст рассчитан на широкий круг читателей.
2) Незначительное количество терминов.
3) Научная информация в тексте упрощена.
4) Лексика текста может быть понятна только специалисту.
4.С помощью каких языковых средств связаны 1-е и 2-е предложения?
1) указательное местоимение
2) лексический повтор
3) синоним
4) антоним
5. Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неверна7
1) Все слова в тексте употреблены в прямом значении
2) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные и термины.
3) В тексте мало прилагательных, все они имеют точное значение.
4) Тексту свойственна нечастая повторяемость ключевых слов.
6. Обоснуйте постановку знаков препинания в 4-м предложении.

Примечание. Контрольную  работу следует выполнить в срок до 08 мая  текущего учебного года.

ЗАДАНИЕ   8

Тема: «Публицистический стиль речи».
1. Изучите  материал по теме «Публицистический стиль речи» (учебник А.И. Власенкова).

2. Дайте письменный ответ на следующие вопросы:
– назовите характерные признаки публицистического стиля речи;
– назовите жанры публицистического стиля речи; укажите, в чем их своеобразие;
– назовите лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля речи;
– укажите, в чем стилистические особенности проблемного очерка;
– какой тип речи представляют тексты, относящиеся к публицистическому стилю речи?

3. Выпишите лексику, имеющую яркую стилистическую окраску публицистического стиля речи.
Экономические реформы, администратор, фториды металлов, доверенность, маршрутка, демократические процессы, идеологическая война, общественное мнение, реквизиты.

 

 4. Анализ текста
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех ее пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
            Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
            Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(В. Непомнящий)
Задания.
Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.
Определите вид предложений текста: простые или сложные?
Охарактеризуйте их по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
Укажите осложненные предложения, чем они осложнены?
Укажите, какие средства выразительности используются в этом тексте.

Дополнительный материал
«Публицистике свойственно образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот примеры метафор (в том числе обновленных, «освеженных»): И вдруг грохот орудий расколол тишину; Забушевала палата лордов; консервативное ожерелье. Олицетворения: Ужасающая бедность крепко вцепилась в огромную страну; Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку; Новости спешат, набегая друг на друга».
(Литература:
(Из книги М.Н. Кожиной «Стилистика русского языка»;
примеры из книги  А.П. Горбунова «Образные средства газеты»).

Экспрессивность выражения достигается широким использованием, с одной стороны высокой книжной лексики (дерзание, долг, отчизна, Отечество, претворение, чаяния, миссия, зиждется, возвестить, священный, вдохновенный), с другой – разговорной и просторечной (шумиха, грызня, молодчик, отщепенец, крикливый, оголтелый и т.д.).
Созданию экспрессивности способствует и высокочастотная оценочная лексика (разных частей речи), в том числе  своеобразие постоянных эпитетов: важный, первоочередной, судьбоносный  (момент, этап, вопрос, задача);  застойный  (период),  тоталитарный  (режим),  центристская (позиция), определяющее (значение), решающий (момент), достойный  (вклад), исторический (момент, вклад),  перестроечный (процесс), всестороннее (развитие); целые ряды экспрессивных определений-синонимов:  огромный, громадный, гигантский, грандиозный  и т.д.

Примечание. Выполненное задание  8 должно быть представлено на проверку в рукописном варианте в срок  до 20 мая текущего учебного года.

5. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

Задание:  написать изложение, озаглавить текст, в заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором (по одному из предложенных вариантов).

Вариант 1
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.  Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда», «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей  родине в широком и узком  смысле  этого  понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу.  В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
(Д.С.Лихачев)
Вариант 2
Писатель живет ради них, своих читателей  и  зрителей. В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно  - делится своим жизненным  опытом,
своими размышлениями, страданиями и надеждами.
Позже  письма могут донести  до автора мнения тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. Один из читателей в своем письме вспоминает, как однажды  в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого  я и сейчас с уверенностью назвать не могу:
А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть…
Многие, очень многие вопросы читателей  можно свести к такому общему смысловому знаменателю:  что являет собой в реальности понятие «счастье»? Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. Отвечаю сразу же и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?!
А если бы вдруг и было… Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. Ведь если даже у вас все вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…Классики русской литературы проникли в глубины  общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. Они постигли непостижимые сложности бытия. Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Под волей он разумел свободу. Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли  не самым сокровенным его стремлением. Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!»
«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал  Александр Блок. Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен  творческий непокой и благотворный непокой  в любой другой деятельности, необходимой людям. Бессмертных житейское благоденствие посещало нечасто. Принято считать Гёте баловнем судьбы. А вот Ираклий Андроников показал мне гётовское письмо, в котором «баловнем» было сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. Вот вам и «абсолютно»!
(По А.Алексину)
Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения                       
Сформулируйте одну из проблем предложенного текста, прокомментируйте её (комментирование – объяснение, пояснение; выберите эпизоды, примеры, цитаты, которые подтверждают, что в тексте рассматривается именно эта проблема).
Выразите свое отношение к  проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора).
Приведите не менее двух своих  аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Сделайте заключение, вывод.

Примечание. Выполненную работу сдать в срок до 25 мая текущего учебного года.

 

 
Хостинг от uCoz